Россия, Санкт-Петербург, Коломяжский пр.4 +7 (904) 617-60-77, +7 (921) 183-51-56 art-kspb@mail.ru
ГлавнаяСтатьиРусская мебель в 1820-30-е годы: ампир

Русская мебель в 1820-30-е годы: ампирВ 1910-х годах на смену изысканным легким пропорциям мебели первого десятилетия XIX века, тесно связанным с мебелью второй половины XVIII века (т. е. классицизмом екатерининского времени), пришли торжественная парадность форм и богатое разнообразие декора. Главная отличительная черта мебели ампира - строгое подчинение законам архитектуры. Для нее характерны "архитектурные" вертикальные и горизонтальные членения, архитектурные детали и принципы декора; орнаментация сконцентрирована в отдельных местах, по контрасту с большими широкими гладкими плоскостями дерева.

Особенно близость к архитектурным формам заметна в крупных предметах: секретеры, шкафы, бюро стали оформлять колоннадами, портиками, нишами, арками, фронтонами, карнизами; нижняя часть письменных столов решалась в виде арок и ниш; ножки столов - в виде колонн с базами и капителями, проножки - в виде ступеней с фигурами сфинксов.  Продолжает использоваться подбор фанеры с разными текстурами древесины, до конца 1920-х годов остается вставка из темного дерева по краю больших плоскостей. Новый прием, характерный для этого времени, - сочетание нескольких пород дерева в одном предмете, например преддиванный стол с подстольем из карельской березы и столешницей из красного дерева или ореха.

Диваны ампира, в отличие от аналогичных предметов мебели первого десятмлетия XIX века, теперь часто представляют собой огромные сооружения, занимающие весь угол комнаты и ограниченные вместо локотников высокими боковыми стенками с резными колоннами. Наверху они украшены точеными шарами или вазами, а мощные опоры часто имеют вид львиных лап. Встречаются диваны в форме ладьи, а также диваны и кресла с резными фигурами львов, грифонов или сфинксов по сторонам. Гладкие поверхности спинок часто покрыты фанерой из карельской березы или красного дерева. 

Больше, чем в предшествующее время, используется резьба и позолота, причем наиболее распространенными становятся военные сюжеты, а также орлы, грифоны, кони, лебеди, змеи (в виде которых решаются опоры локотников диванов и кресел, опоры для досок столов). В прорезных спинках стульев и кресел изображаются птицы с раскрытыми или сложенными крыльями, скрещенные факелы, щиты, связки стрел, лавровые венки. Военные атрибуты отражают настроения времени.

Русская мебель в 1820-30-е годы: ампирВ отделке русской мебели 1920-30-х годов используется расписное стекло, а также вышивки бисером, шерстью и шелком, которые помещали под стекло в предкаминных экранах и в дверцы шкафчиков. Отделочный материал, используемый для обивки, - одноцветный шелк. Полированное светлое красное дерево или орех хорошо сочетались с желто-золотистыми, ярко-зелеными и ярко-красными шелковыми и шерстяными тканями. Такие же ткани вставляли в дверцы шкафов, часто служили фоном для ажурных металлических сеток или резьбы. Использовались также однотонные полосатые ткани и зеленый и красный сафьян. Русская мебель в 1820-30-е годы: ампир

Для русского ампира характерны мебельные ансамбли, создававшиеся русскими мастерами для дворцовых интерьеров по проектам К. И. Росси (1775-1849). Карл Иванович Росси - архитектор, сыгравший столь важную роль в создании образа ампирного "александровского" Петербурга, и известный такими своими работами, как ансамбль арки Главного штаба или здания Сената и Синода, - в эти же годы проектировал интерьеры своих зданий и их наполнение: мебель, осветительные приборы, бронзовые изделия, дверные ручки и пр. При перестройке Аничкова дворца, при создании Елагина и Михайловского дворцов, при строительстве здания Главного штаба, библиотеки дворца в Павловске и др. мебель Росси проектировал сам.

Сохранилось довольно много стульев, столов, кресел, диванов и шкафов, сделанных по рисункам Росси. Лучшие образцы мебели по его рисункам - предметы интерьера Михайловского дворца, а также интерьер библиотеки в Павловске: шкафы, столы, витрины из полированной березы с черной резьбой и обивкой сидений из зеленого сафьяна. Часто проекты Росси воплощал в жизнь мастер Василий Бобков, а также Г. Гамбс, А. Тур и др.  Для парадных комнат Росси предпочитал создавать сплошь золоченую или окрашенную в белый цвет мебель с золоченой резьбой. Часто гарнитуры выполнялись из красного дерева, карельской березы, клена, ореха, тополя. Иногда использовались накладки из позолоченной бронзы. Мебель Росси парадна и торжественна, ее формы массивны, а резной декор обилен и пышен.

У глубоких кресел и стульев верхняя планка спинки скруглена, ножки выдвинуты вперед, локотники украшены резными листьями аканта. В декоре Росси отказывается от характерных для мебели его времени мотивов, связанных с животным миром (птичьих крыльев, орлиных лап и голов, львиных масок); он пользуется в основном античным растительным орнаментом, причем особенности форм его пальметт, венков, акантов, мотивов рога изобилия и лиры настолько индивидуальны, что позволяют легко опознать мебель, исполненную по его проектам.

В обивке Росси отдавал предпочтение сочетанию белого с желтым или оранжевым, а также белого с синим или голубым; изредка использовались бледно-сиреневый и бледно-зеленый цвета.  Значительное влияние на развитие русского мебельного искусства оказал и другой известный архитектор - В. П. Стасов (1769-1848). По его проектам создавалась отделка комнат Александра I и Марии Федоровны в Царскосельском дворце в начале 1820-х годов, где штоф и разноцветный мрамор стен сочетались с бронзой, хрусталем и мебелью из ценных пород дерева. Спроектированная Стасовым мебель выполнялась мастерами Г. Гамбсом и А. Туром.

Русская мебель в 1820-30-е годы: ампирМебель из красного дерева и карельской березы, созданная по проектам Стасова, строже по формам, чем мебель К. Росси, часто пышная и перегруженная деталями. По-видимому, Стасов ввел новую конструкцию стула и кресла с так называемой боковой рамой, которая продержалась в русской мебели около тридцати лет. При такой конструкции две боковые плоскости (каждая состоит из передней и задней ножки и стойки спинки) на высоте сиденья рамы соединялись между собой двумя поперечными брусками, а стойки спинки - поперечной плоскостью, украшенной резьбой. Для таких стульев использовалось вкладное сиденье (впервые такие сиденья использовались в русской мебели петровского времени) в форме трапеции. Простота, удобство и рациональность конструкции обеспечили ей широкое распространение. Мебель с боковой рамой становится в России излюбленной и почти единственной формой бытового стула (видоизменяется только резной декор). Такая мебель производилась в больших количествах, ее любят за прочность и простоту, и вскоре она становится характерной не только для интерьера дворянских домов, но и для гостиных в домах купеческих.

Мебель по проектам Росси и Стасова создавалась и в XX веке, вместо сгоревшей или утерянной. При таком историческом восстановлении использовались не только рисунки архитекторов, но и словесные описания, а также акварели, запечатлевшие интерьеры того времени.

"Русскiй Антикварiатъ" , Н.Иконников

Наверх